Основными элементами в построении композиции является повтор, который создает  определенные ритмические ряды и  нарушение этого повтора - контраст. Эти принципы всегда имеют смысловое значение, а в некоторых случаях - семантическое. Любая композиция, основываясь на какой-то модели (в роли которой выступает замысел) первоначально оформляется как некий «план», призванный максимально выразить замысел автора и основную идею произведения. Композиция на данном этапе подчинена задаче раскрытия, развития и разрешения основного конфликта. Поэтому если рассматривать конфликт как столкновение характеров то, «композиция - это реализация конфликтов в драматическом действии, которое в свою очередь реализуется в языке».

    Таким образом, мы снимаем противоречия в  проблеме понимания драматургической композиции. В вопросах «Поэтики» композиция - это закон построения уровней смысла в художественном произведении. Композиция позволяет восприятию идти от части к целому и наоборот, от одного уровня смысла к другому, от первичных значений и смыслов к некоему обобщению, обобщенному содержанию.

    Режиссер  в своей работе добавляет дополнительные структурные принципы, обусловленные  технологией воплощения пьесы на сцене: живописная композиция, архитектурная, организация зал - сцена, открытость или закрытость постановки и мн. др. К ним можно добавить и композицию парадоксальную, смысл которой состоит в том, чтобы перевернуть перспективу драматической структуры.

   Г.М.Фрумкин  говорит о композиции, что «композиция  – взаиморасположение и взаимодействие основных частей произведения литературы, в нашем случае – литературного  сценария. У слова «композиция» есть синонимы – архитектоника, конструкция, построение и др. Композиция сценария – это дом, в котором живет сценарист с момента, как он напишет первую фразу, и до того, как поставит последнюю точку» [15;65, 66].

   Автор учебника «Основы драматургии  театрализованных представлений» А.И.Чечётин дает следующее  определение композиции. «Композиция театрализованного представления в общих чертах напоминает композицию драмы. Драма, как известно, состоит из нескольких таких циклов, название которых исторически менялось: акт, действие, часть. Композиционное расширение или сжатие событий, заострение средств выразительности, темп и скорость развития действия определяются как кульминацией каждого цикла в отдельности, так и кульминацией всего представления». [16;116].

     В композиции драмы причинно-следственные связи и мотивировки играют чрезвычайно большую роль. Специфика композиционной структуры сценария театрализованного представления заключается в том, что здесь вместо причинно-следственной связи единство действия создается за счет других средств, по-особому. Это не значит, конечно, что причинно-следственная связь вовсе исключается из структуры сценария театрализованного представления. Как в отдельном цикле действия (будь то эпизод, номер или документальный факт), так и во всем сценарии могут существовать и, как правило, имеют место несколько линий причинности; но они должны развиваться обязательно к единой, общей цели, ибо общий замысел — это в конечном счете главное в сценарии театрализованного представления (как и в любом роде искусства).

     Да  и по отношению к драме мнение, будто она являет собой непременную цепь причин и следствий, по мысли Лоусона, опасно, потому, что такое представление мешает накапливанию различных сил, ведущих к кульминации. В применении к сценарию театрализованного представления эта мысль теоретика еще более справедлива, потому что при очевидном отсутствии непрерывной цепи причин и следствий в сценарии все его части — это подчиненные элементы единого и непрерывного действия. Каждая часть (эпизод, номер), живя своей самостоятельной жизнью, имея свой смысл и внутреннее развитие драматического напряжения, так или иначе связана с целым, с главной мыслью всего сценария.

     Мы  совершенно сознательно пользуемся здесь термином непрерывность действия, который возник в кинематографии. В театральном лексиконе нет термина, точно соответствующего понятию непрерывность действия. Это можно объяснить либо стремлением рассматривать сцены и акты пьесы как самостоятельно существующие величины, либо отсутствием со стороны теоретиков должного внимания к связям и органическому развитию отдельных элементов и циклов драмы.

    Понятие непрерывность в применении к  сценарию театрализованного представления охватывает целый ряд проблем, и в том числе проблему отбора материала, проблему переходов и связок, поддержания внимания, драматического напряжения и т. д.

   Д.М.Генкин в своей работе «Массовые праздники» говорит о композиции следующее: «композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень  важно для режиссера массового праздника. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, то есть вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его»[6;108].

   Очень лаконичное определение композиции дает С.К.Борисов «Основы драматургии театрализованного действа»[1;96]. «Драматургическая кривая представляет собой графическое изображение развития конфликта через сценическое действие от его возникновения до его разрешения».

   Каждый  режиссер дает свое определение композиции. Но в одном они едины. Композиция – это последовательное построение  всего действия: от экспозиции, через  развития действия, кульминацию к  развязке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  единицы композиции сценариев театрализованных представлений.

   Рассмотрим  основные единицы композиции сценариев  театрализованных представлений.

   Драматургическая  кривая характеризуется следующими элементами: экспозиция (начальная ситуация), завязка, развитие конфликта (основное действие, развитие действия), кульминация, развязка (событие), финал (эпилог).

   Выстраивая  сценарий театрализованного  представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента, называемых в практике: вступлением (экспозиция), развитием действия, разрешительным моментом (кульминация) и финал.

   Расшифруем  эти понятия.

Первый  момент развития действия называется экспозицией или выставкой  действия. Экспозиция знакомит нас с обстоятельствами, событием, персонажами и т.д. экспозиция вводит нас в правила сценической игры. Не ознакомившись с ними, зрители не смогут сочувствовать или ненавидеть, анализировать, размышлять. Это значит, не состоится соучастие зрителей и зала – столь важный художественно-педагогический процесс.

   Экспозиция (от лат. «expositio» - «изложение», «объяснение») - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения. Даже само название пьесы служит в известной степени экспозицией. Кроме этого в задачу экспозиции, кроме изложения всей предыстории пьесы входит экспонирование действия. В зависимости от замысла экспозиция может быть: прямой (специальный монолог); косвенной (раскрытие обстоятельств по ходу действия); 
Так же в роли экспозиции может лежать быть показ событий произошедших задолго до основного действия пьесы (см. «Без вины виноватые» А.Н. Островского). Назначение этой части композиции - сообщение информации необходимой для понимания предстоящего действия, сообщение о стране, времени, месте действия, описание некоторых событий предшествовавших началу пьесы и оказавших на нее влияние. Рассказ об основной расстановке сил, об их группировке к конфликту, о системе взаимоотношений и взаимосвязи персонажей в данной ситуации, о контексте в котором необходимо все воспринимать. Наиболее распространенный вид экспозиции - показ последнего отрезка жизни, течение, которого прерывается возникновением конфликта.

   В экспозиции лежит событие, которое происходит в начале пьесы. С него начинается исходная ситуация, дающая толчок для движения всей пьесы. Это событие принято называть исходным. Оно способствует не только выявлению фабульной первоосновы, но действенно готовит завязку. Завязка и экспозиция - неразрывно связанные элементы единого, начального этапа пьесы, которое образует исток драматического действия. Не стоит думать, что исходное событие и составляет экспозицию - это неверно. Кроме него туда же могут входить еще несколько событий и различные факты. Отметим, что наше рассмотрение затрагивает экспозицию драматургическую, но существует еще и экспозиция театральная. В ее задачу входит ввод зрителя в мир композиция построения сценария предстоящего представления. В этом случае само расположение зрительного зала, освещение, сценография и мн. др. относящиеся к театру, но не к пьесе, будет своего рода экспозицией.

   Экспозиция – знакомство зрителя с персонажами, временем и местом действия.  Действие в экспозиции может развиваться постепенно, неторопливо, а может динамично, активно. Экспозиция вводит в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его.

  Поскольку действие представляет собой отражение  лишь некоторой, искусственно ограниченной  части реального жизненного действия, то одной из первоочередных задач драматурга является задача, верно, определить исходную ситуацию – как первооснову коллизии, из которой должен развернуться конфликт.

  Воспроизведя  исходную ситуацию, режиссер-сценарист  тем самым экспонирует (буквально  – выставляет на показ, показывает) начало действия. Способы экспонирования многообразны. Они могут быть разделены на два основных вида:

  1. Прямую экспозицию – когда вводят зрителя в курс ранее совершившихся событий, познакомить с действующими лицами,  решается прямолинейно.
  2. Косвенную экспозицию – когда режиссер вводит необходимые экспозиционные данные по ходу действия.[16;101]

  Роль  экспозиции призвана дать картину жизненной  среды, в которой развертывается борьба, и - в теснейшей связи со средой – анализ характеров, вступающих в борьбу.

   Экспозиция – расстановка и представление сторон, создающих своеобразную «критическую массу», в результате чего начинается реакция, то есть активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей   на аудиторию. Экспозиция действенно готовит завязку, то есть она в сценариях обычно перерастает в завязку.

   Завязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие. Сталкиваются, как правило, две противоположные точки зрения, разные интересы, мировоззрения, способы существования. И не просто сталкиваются, но завязываются в один конфликтный узел, разрешение которого и есть цель действия пьесы. Можно даже сказать, что развитие действия пьесы есть разрешение завязки.

   По  поводу того, что считать началом  действия, Гегель заметил, что «в эмпирической реальности у каждого действия очень много предпосылок, так, что трудно бывает установить, в каком месте следует отыскивать настоящее начало. Но поскольку драматическое действие существенным образом основывается на определенной коллизии, соответствующая исходная точка будет заключаться в той ситуации, из которой в дальнейшем должен развиться этот конфликт». Именно эту ситуацию мы и называем завязкой.

  Завязка – возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, то есть возникновение и начало развития конфликта.

  Завязка дает толчок дальнейшему проведению персонажей. Она – начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные  и более или менее ощутимо развитые в экспозиции.

  Экспозиция  и завязка должны быть предельно  четкими, лаконичными. Они несут  большую психологическую  нагрузку, так как сосредоточивают  внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад. В качестве экспозиции-завязки могут выступать стихотворные заставки, сцены из пьес, фрагменты из кинофильмов, песни, театрализованные шествия.

  Следовательно, экспозиция и завязка представляют собой неразрывно слитые элементы единого  начального этапа сценария, образуют исток театрализованного действия.

  Следующая часть композиции – основное действие (развитие конфликта, развитие действия), то есть изображение процесса борьбы и ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Это самый сложный этап в построении сценария, драмы. Он охватывает основной массив действия. Одна схватка ведет за собой другую, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону, вводятся в бой новые силы, возникают непреодолимые преграды, постепенно обостряя и повышая степень конфликта.


Источник: http://stud24.ru/art/kompozicionnoe-postroenie-scenariev/19375-52681-page3.html

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Тема 8.3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ Болючий красный прыщ в носу


Композиция построения сценария Композиционная закономерность построения сценария - Сценарий как вид
Композиция построения сценария Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
Композиция построения сценария Композиционное построение сценария досуговой программы
Композиция построения сценария Композиционная закономерность построения сценария
Композиция построения сценария Композиционное построение сценария. МегаЛекции
Композиция построения сценария Композиционное построение сценария реферат



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ