Любовь Владимировна Суханова
Игра и другие виды самостоятельной деятельности детей раннего возраста

Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.

Для нас организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, мы должны, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность мы сможет лишь в том случае, если мы хорошо знаем не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым мы работаем, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, мы стараемся продумать и создать в группе условия для всех ее видов.

В нашей группе руками воспитателей и родителями созданы разнообразные варианты развивающей среды. Что делает их полезными для всестороннего развития детей.

Вот уже несколько лет мы создаём уют в группе. Каждый уголок продумываем, оформляем, чтобы детям было уютно и комфортно. Многое было сделано своими руками, что - то приобретено родителями.

С детьми мы стараемся поддерживать порядок, чистоту, уют и хорошее настроение. Группа очень просторная, светлая и уютная.

В нашей групповой комнате выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий мы храним в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности.

Большая площадь группы позволяет в достаточной степени проявить малышам свою двигательную активность. В зоне физического развития для свободного пользования предоставлены мячи, обручи, кегли, мягкие кубики и другие пособия, стимулирующие самостоятельную безопасную деятельность детей. Дети катают и бросают мячи, расставляют кегли, подбрасывают вверх мягкие кубики и мешочки.

Спокойное место в группе отведено для игр с дидактическими игрушками. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, на которых играют дети: «Разрезные картинки», «Мозаика», «Пазлы». Более сложные дидактические пособия, а также игрушки-забавы лежат на полке немного выше роста ребенка, чтобы взрослый мог помочь взять игрушку и вместе с тем проследить за игрой. Организовывая смену деятельности детей, мы выкладываем на каждый стол разные дидактические пособия, дети распределяются по местам и под наблюдением взрослого производят самостоятельные действия, в соответствии с предложенным материалом. Одни – расстегивают пуговицы, другие – собирают пирамидку, третьим – достается шнуровка. На ковре предлагаем ребятам напольную мозаику. Возле доски – магнитный конструктор.

В познавательной зоне у нас расположен дидактический стол, наполненный дидактическими игрушками и пособиями, где дети самостоятельно играют, закрепляют знания, полученные на занятия. Даже неосознанные простые действия и манипуляции с предложенными предметами и пособиями, способствуют развитию мелкой моторики. Передвигая цветные колечки, перебирая костяшки деревянных счет, вытаскивая и вставляя вкладыши, малыши в процессе самостоятельных предметных действий формируют точные двигательные способности рук. Дети в процессе действий с предметами и материалами на дидактическом столе имеют возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки, вновь составить и т. д.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, пластилин и др.) хранятся в закрытом шкафу, так как не все дети самостоятельно еще не умеют использовать эти предметы по назначению, но для приобщения к изобразительной деятельности в художественно - эстетической зоне расположен и доступный для самостоятельного использования материал. Дети самостоятельно «рисуют» цветными мелками на доске; восковыми и простыми карандашами на бумаге, используют трафареты.

Малышей очень привлекает речевая зона. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации и картинки, с удовольствием производят действия с персонажами настольного театра «Репка» и вязанного пальчикового театра «Теремок».

Сравнительно большая площадь в нашей группе отводится для игр с крупной кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками. В социально – коммуникативной зоне расположены разнообразные игрушки для детей с учётом гендерного воспитания. Наборы кухонной посуды, одежда для кукол, резиновые и пластмассовые игрушки, машины, инструменты и разнообразный конструктивный материал, наборы для сюжетно – ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».

Дети начинают объединяться в небольшие группы для совместных самостоятельных игровых действий: варят кашу, кормят кукол, делают постройки из конструктора, катают машины.

Но большинство детей чаще всего играют рядом. Мы учим их не мешать друг другу, формируем доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучаем малышей играть небольшими группами по 2-3 человека, согласовывать свои действия, радоваться совместным результатам.

Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры; предметная деятельность, движения, ориентировочно - познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности мы соблюдаем ряд общих условий:

1. Выделяем достаточно времени для самостоятельной деятельности. Это может быть достигнуто только при условии методически правильной организации режимных процессов, если четко соблюдается принцип постепенности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка.

2. Создаем достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.

3. Обеспечиваем подбор материала для детей третьего года жизни по всем видам деятельности. Игровой материал время от времени меняем, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Например, видим, что дети перестали играть с крупным строителем или пирамидками, эти игрушки на некоторое время убираем.

4. Правильно располагаем игровой материал в групповой комнате. Для каждого вида деятельности выделяем определенное место: дети хорошо знают, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры. Однако это совершенно не означает, что малыши должны играть только в тех местах групповой комнаты, где находится данный материал. Взяв игрушку, дети могут действовать с нею в любом месте, но мы следим, чтобы ребенку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети, и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности. Если малыш взял мелкий строительный материал и стал заниматься с ним на полу, где играют другие дети с крупными игрушками, предлагаем ему поиграть за столом, но, попросим после игры все убрать на отведенное место. Это приучает малыша к порядку.

5. Во время деятельности мы используем индивидуальное общение с ребенком; при этом стараемся использовать такие приемы воздействия, которые больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

6. Обеспечиваем правильное руководство всеми видами деятельности.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, мы направляем свое внимание, прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения определяем, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Особенно важно направлять деятельность тех, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво. В активном участии нуждаются и дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им требуются помощь, совет, указание взрослого. Например, ребенок начал строить что-то, делает перекрытие, а оно не получается. Мы показываем, как лучше поставить кубики и какую форму выбрать для перекрытия, стараемся побудить малыша выполнить знакомое действие, сообразить, как работать быстрее и качественнее.

Проводя анализ организации самостоятельной деятельности детей, мы ссылались на определенные показатели:

преобладающее настроение детей в группе;

умение самостоятельно выбрать себе игру, уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность;

взаимоотношения малыша с окружающими взрослыми и другими детьми; частота и характер речевых реакций ребенка.

Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/igra-i-drugie-vidy-samostojatelnoi-dejatelnosti-detei-ranego-vozrasta.html


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Конспект режиссерской игры «Золушка» в старшей группе У меня тёмно-русые брови


Конспект самостоятельных игр Конспект самостоятельной музыкальной деятельности в
Конспект самостоятельных игр 5 способов одеться на прогулку с ребенком
Конспект самостоятельных игр А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. Т. 1
Конспект самостоятельных игр Актеры «Маски-шоу» тогда и сейчас (11 фото) » Триникси
Конспект самостоятельных игр Большой атлас целительных точек. Китайская медицина на страже
Конспект самостоятельных игр Все стихи Владимира Высоцкого на одной странице



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ